ПРЕДЛОЖЕНИЯ АКАДЕМИКОВ
Аналитическая записка академиков Национальной академии наук при Президенте РК по повышению качества и эффективности подготовки научных кадров
Результаты анализа, проведенного Национальной академией наук при Президенте Республики Казахстан говорят о том, что в Казахстане наблюдается нехватка специалистов-исследователей, особенно конкурентоспособных на международном уровне. По данным Бюро национальной статистики в 2024 г. количество специалистов исследователей в Казахстане в пересчете на население 1 млн человек составило 1141, что на 25% меньше, чем в среднем по миру (1516 по данным Всемирного банка). По количеству исследователей, публикующихся в международных журналах из основных индексов Web of Science, Казахстан примерно на порядок отстает от Канады и Польши, а отставание по медицинским наукам достигает 31 раза. Доля штатных преподавателей ВУЗов с ученой степенью составляет всего 48%, а без учета Алматы и Астаны - 44%. В национальных исследовательских университетах все еще малая часть преподавателей публикуется в международных научных журналах (1 статья или обзор в журналах из основных индексов Web of Science на 5 и более преподавателей в год), а в других ВУЗах показатели еще ниже. Единственное исключение – Nazarbayev University
Нехватка конкурентоспособных исследователей, главным образом, вызвана невысокой эффективностью и качеством системы подготовки научных кадров. В 2024 году по данным, предоставленным Министерством науки и высшего образования и ВУЗами РК, 677 человек получили степень PhD или доктора по профилю. Для сравнения некоторые ведущие университеты США ежегодно выпускают по 800 и более обладателей докторской степени. В пересчете на население 1 млн человек в Казахстане в 2023 году подготовлено 35 обладателей докторской степени, что в 5,5 раз меньше, чем в Канаде (193) в 2021 году, в 4,9 раза меньше, чем в США (172) в 2022 году, и в 2,2 раза меньше, чем в Польше (77) в 2021 году. Также существует большой дисбаланс в сторону подготовки бакалавров по сравнению с выпуском магистров и докторов. В 2024 году выпуск студентов организаций высшего образования составил 147 тыс. человек, что в 104 раза больше выпуска докторантов (в т.ч. без защиты диссертации) и в 218 раз больше количества присужденных докторских степеней. Для сравнения в США, Великобритании и Германии соотношение количества присужденных степеней бакалавра и доктора философии (или аналогичной степени) составляет около 35:1, 17:1 и 9:1, соответственно.
По социальным, гуманитарным наукам и искусству высока (до 50%) доля докторантов, вышедших на защиту со статьей в сомнительном журнале, индексация которого была прекращена, как правило, из-за низкого качества рецензирования и публикуемых статей. Согласно типовым правилам научной этики, субъекты научной и (или) научно-технической деятельности выбирают научные издания с качественным рецензированием для публикации результатов исследований и избегают изданий, которые принимают рукописи без надлежащего рецензирования. По примерным оценкам только около 40% докторантов получает докторскую степень.
Медианное количество лет между годом присуждения ученой степени и годом поступления в докторантуру для различных научных направлений варьируется от 5 до 6 лет, что в 1,5-2 раза превышает длительность обучения в докторантуре (3 года) и государственной поддержки докторантов через стипендии. Несмотря на то, что докторанты могут бесплатно защититься в течение двух лет после завершения обучения, отсутствие государственной поддержки в этот период может вынуждать их искать работу вне науки с последующим выпадением из нее. В развитых странах длительность поддержки докторантов, как правило, составляет 4 года.
Основными причинами невысокой эффективности и качества подготовки научных кадров являются:
1) Слабый уровень развития исследовательской инфраструктуры в ВУЗах, нехватка дорогостоящего оборудования, механизмы приобретения которого работают неэффективно. Из-за нехватки дорогостоящего оборудования и другой научной инфраструктуры докторанты испытывают сложности с проведением качественных исследований, публикацией их результатов в престижных журналах и своевременным выходом на защиту. По естественным, техническим, медицинским и сельскохозяйственным наукам около 70% респондентов отметили, что потребность их научных групп в дорогостоящем научном оборудовании составляет не менее двух единиц, а удовлетворенность государственным администрированием науки в части развития научной инфраструктуры составила 46%, 51%, 47% и 30%, соответственно. При этом 44% респондентов, которым требуется доступ к дорогостоящему оборудованию, указали, что такого доступа у них нет.
2) Нехватка в ВУЗах конкурентоспособных на международном уровне научных консультантов, особенно по медицинским, сельскохозяйственным, социальным и гуманитарным наукам. При общей численности докторантов 7633 (на начало 2024-2025 учебного года) количество профилей казахстанских авторов в InCites ( на июль 2025 г.), опубликовавших в период с 2020 по 2025 год не менее двух статей и (или) обзоров в журналах из основных индексов Web of Science автором для корреспонденции или первым автором, составляет 1971, в том числе по естественным наукам – 1231 (на 840 докторантов), инжинирингу и технология – 869 (на 1842 докторанта), медицинским наукам – 258 (на 576 докторантов), сельскохозяйственным и ветеринарным наукам – 114 (на 258 докторантов), социальным наукам – 166 (на 2650 докторантов, в т.ч. по журналистике, информации, педагогическим наукам, экономике, бизнесу, управлению и праву), гуманитарным наукам и искусству – 50 (на 757 докторантов). Количество профилей казахстанских авторов в InCites, опубликовавших в период с 2020 по 2025 год не менее двух статей и (или) обзоров в журналах из основных индексов Web of Science по социальным наукам составляет 446, а по гуманитарным наукам и искусству – 86.
3) Низкий уровень финансовой заинтересованности ВУЗов, даже национальных исследовательских университетов, в качественной подготовке докторантов, так как львиную долю финансирования и прибыли они получают от подготовки бакалавров, а обучение докторантов является намного более затратным. Для поддержки собственной инфраструктуры и обеспечения базовых потребностей ВУЗы вынуждены фокусироваться на подготовке бакалавров, которая является более прибыльной по сравнению с подготовкой магистров и докторов. По данным Министерства науки и высшего образования в 2024 году 82,3% средств республиканского бюджета было направлено на подготовку кадров с высшим образованием, 10,7% - магистрантов и 7,0% - докторантов. Средние расходы на обучение 1 студента в 2024 году в ВУЗах особого статуса составили: для бакалавриата – от 905,8 до 1242,6 тыс. тенге, для магистратуры – 747,3 тыс. тенге, для докторантуры – 2223,6 тыс. тенге; в других ВУЗах: для бакалавриата – от 803,9 до 1055,9 тыс. тенге, для магистратуры – 454,9 тыс. тенге, для докторантуры – 2223,6 тыс. тенге. Согласно порталу epvo.kz, доля докторантов от общего числа студентов в КазНУ, ЕНУ и КазНИТУ составляет 6,4%, 4,3% и 3,5%, соответственно. В медицинских исследовательских университетах доля докторантов составляет 0,5-0,8%, а в аграрных – 1,7-2,8%.
4) Необоснованно высокие требования к публикациям докторантов по социальным, гуманитарным наукам и искусству для их выхода на защиту, которые являются более строгими, чем в Назарбаев университете и даже в ведущих исследовательских ВУЗах мира. В результате многие докторанты по данным научным направлениям вынуждены публиковать результаты своих исследований в сомнительных, в т.ч. хищнических журналах, на платной основе. В мировой практике по данным научным направлениям главным результатом считается диссертация, и ее качественную экспертизу невозможно заменить требованиями к наличию статей в международных журналах. В Финляндии для социальных и гуманитарных наук в качестве рекомендованных журналов (уровни Basic и Leading) по социальным и гуманитарным наукам включаются не только журналы из Web of Science и Scopus, но и журналы, ориентированные на финское общество или финно- или шведоязычную культуру, по качеству не уступающие престижным международным журналам. При этом не все журналы из Web of Science и Scopus включены в данные уровни, а только те, качество или релевантность которых не вызывают сомнения (по решению комиссий).
5) Отсутствие лицензий и государственного образовательного заказа у научных организаций на подготовку докторантов, несмотря на законодательную возможность готовить докторантов с 2018 года. По результатам опроса среди сотрудников НИИ только 34% отметили, что их научная организация имеет совместную программу докторантуры и (или) совместный диссертационный совет с организацией высшего и (или) послевузовского образования. При этом 86% респондентов выразили заинтересованность в открытии собственных программ докторантуры в своей научной организации, а 91% - в том, чтобы больше докторантов в их научных организациях выполняли свои исследования в рамках их научных проектов и программ.
6) Сложность привлечения талантливой молодежи для обучения в докторантуре из-за низкой конкурентоспособности отечественных программ докторантуры по сравнению с зарубежными программами и карьерой вне науки. Многие зарубежные ВУЗы (в т.ч. из Восточной Европы) активно привлекают талантливых выпускников казахстанских ВУЗов, предоставляя им лучшие условия в плане научной инфраструктуры (оборудование, рабочее место, доступ к научной литературе), стипендии, обеспечения комфортным общежитием и поддержки семьи, при менее строгих и более прозрачных требованиях к поступлению.
7) Высокие и недостаточно обоснованные требования к владению языками для поступления в докторантуру могут отпугнуть перспективных кандидатов, особенно в условиях проблем с инфраструктурой и конкуренции с зарубежными ВУЗами.
Недостаточный уровень поддержки магистрантов (в т.ч. обеспечение общежитием и стипендией), из-за чего многие перспективные выпускники бакалавриата отказываются от последующего обучения в магистратуре и докторантуре отечественных ВУЗов. Многие магистранты вынуждены подрабатывать вне ВУЗа во время учебы, из-за чего качество и эффективность их учебы снижается.
9) Недостаточная длительность государственной поддержки докторантов.
10) Сложность формирования качественных диссертационных советов из-за их больших размеров (9 человек с рецензентами) наряду с нехваткой конкурентоспособных ученых и нехваткой финансирования снижают качество экспертизы диссертаций и подрывают доверие к советам. В ведущих зарубежных ВУЗах, как правило, на каждую защиту формируется отдельная комиссия, включающая от 3 до 5 человек.
Для решения данных проблем предлагаются следующие меры:
1) Выделить исследовательским университетам, которые готовят наибольшее количество обладателей докторской степени, средства на приобретение дорогостоящего научного оборудования (в т.ч. для создания лабораторий общего пользования), необходимого для более качественной и эффективной подготовки докторантов.
Выделение таких средств исследовательским университетам возможно через государственные инвестиционные проекты, либо через отдельный механизм грантового финансирования на приобретение крупного исследовательского оборудования.
2) В критерии исследовательских университетов включить индикаторы, напрямую связанные с подготовкой научных кадров.
В мировой практике главным критерием исследовательских университетов является количество подготовленных обладателей докторской степени, а также отношение количества магистрантов и докторантов к количеству студентов бакалавриата, которое обычно составляет не менее 50%. Все магистранты и докторанты, обучающиеся в рамках государственного образовательного заказа и нуждающиеся в жилье, должны быть им обеспечены в приоритетном порядке, причем оно должно быть комфортным (не более двух магистрантов в комнате; не более одного докторанта в комнате; семейные магистранты и докторанты должны быть обеспечены достаточной жилой площадью в общежитии, либо получать от ВУЗа частичную компенсацию арендной платы за квартиру). Также все докторанты должны быть обеспечены рабочим местом с компьютером на кампусе ВУЗа.
3) Увеличить стоимость государственного образовательного гранта на докторантуру до 5 млн тенге в год.
Это позволит ВУЗам более эффективно вовлекать в подготовку докторантов зарубежных научных консультантов, направлять докторантов на более длительные стажировки в ведущие ВУЗы и научные центры, обеспечивать их необходимыми материалами и литературой (в т.ч. подпиской на базы данных статей), привлекать больше зарубежных рецензентов и временных членов на защиту, при необходимости переводить диссертации на английский язык. Для обеспечения более эффективного расходования данных средств можно регламентировать, что не менее 50% средств гранта должно направляться на данные расходы.
4) Увеличить стоимость государственного образовательного гранта на магистратуру до 1,5 млн тенге (для ВУЗов особого статуса) и до 1,2 млн тенге (для остальных ВУЗов) в год.
Это позволит сделать программы магистратуры более привлекательными для ВУЗов, которые смогут обеспечить функционирование своей исследовательской инфраструктуры для качественной подготовки магистров. ВУЗы особого статуса не будут вынуждены набирать чрезмерно большое количество студентов бакалавриата для покрытия своих базовых расходов и смогут в большей степени сфокусироваться на подготовке научных кадров и стать исследовательскими университетами мирового уровня.
5) Добавить альтернативные варианты выхода на защиту докторантам по общественным, гуманитарным наукам и искусству без публикаций в международных изданиях.
В качестве такой альтернативы может быть экспертиза диссертации тремя независимыми экспертами через НЦГНТЭ (по аналогии с научными проектами), либо публикация статьи в доверенном региональном журнале (из отдельного перечня, куда журналы будут включаться после экспертизы качества опубликованных статей согласно Форме экспертной оценки журнала из Требований к научным изданиям, если они наберут 30 или более баллов).
6) Упростить получение лицензий на подготовку докторантов для ведущих научных организаций и обеспечить их государственным образовательным заказом.
Научные организации РК имеют значительный научный потенциал и также могут вносить вклад в подготовку научных кадров. В 2023 году около половины всех средств грантового и программно-целевого финансирования направлены научным организациям. В 2018 году в Закон об образовании были внесены изменения, позволяющее научным организациям готовить докторантов (п.2 ст. 36). Несмотря на это, до сих пор НИИ сами докторантов не готовят, так как не имеют лицензию на образовательную деятельность и государственный образовательный заказ на подготовку докторантов.
7) Предоставить возможность руководителям грантовых проектов и целевых программ оплачивать обучение членов исследовательских групп в докторантуре за счет средств данных проектов и программ.
Результаты анализа говорят о более высоком качестве и эффективности подготовки докторантов в рамках научных проектов, так как они обеспечиваются всеми необходимыми для проведения исследований ресурсами. Во многих странах финансирование на подготовку докторантов направляется через проекты, научные руководители которых самостоятельно подбирают докторантов, исходя из нужд проекта. Руководители многих научных проектов, особенно реализуемых в научных организациях, имеют сложности с привлечением докторантов, так как финансирование на их подготовку идет через отдельную программу, на которую они повлиять не могут. Самостоятельно подобрать докторанта и обеспечить его финансирование через проект не позволяет отечественное законодательство. Руководитель проекта только может включить потенциального кандидата в состав исследовательской группы проекта, однако оплатить ВУЗу за его обучение не может. Реализация данного предложения позволит научному руководителю проекта подобрать докторанта сразу после одобрения проекта, и оплатить его учебу в ВУЗе за счет проекта. При этом ВУЗы должны предоставлять скидки на такое обучение, так как исследования будут финансироваться не за счет средств ВУЗа, а за счет проекта. Кроме того, научный руководитель проекта сможет потребовать, чтобы он или другой член исследовательской группы был назначен научным консультантом докторанта, так как именно данный ученый будет вносить основной вклад в его подготовку.
Увеличить срок обучения и получения стипендии в докторантуре до 4 лет с возможностью досрочной защиты.
Данное нововведение позволит минимизировать вероятность потери связи докторанта с наукой и местом учебы до защиты диссертации. У докторантов имеется мотивация для досрочной защиты, которая позволит раньше выиграть свой проект (например, «Жас Галым»), увеличить свой доход и возможности по проведению исследований.
9) От лиц, поступающих в докторантуру и опубликовавших за последние 3 года не менее одной статьи или обзора в журнале, индексируемом в Web of Science и (или) Scopus, не требовать официальный сертификат о сдаче экзамена по государственному языку (КАЗТЕСТ) и сертификат, подтверждающий владение иностранным языком.
Данное нововведение позволит привлечь в докторантуру лиц, которые, несмотря на слабое владение иностранным и государственным языками, могут внести вклад в развитие науки. Наличие такой статьи может подтверждать, что претендент способен проводить исследования на высоком уровне. Кроме того, это позволит мотивировать студентов магистратуры и бакалавриата выполнять более качественные исследования, чтобы опубликовать их результаты в престижных научных журналах.
10) Уменьшить суммарное количество членов диссертационных советов и рецензентов до 3-5 (по аналогии с ведущими ВУЗами мира).
Данное нововведение позволит привлечь в диссертационные советы наиболее конкурентоспособных ученых, в том числе зарубежных (за счет увеличения размеров оплаты). Кроме того, это повысит их ответственность за качество защиты. Постоянные члены совета будут тратить меньше времени на поиск временных членов и рецензентов и смогут уделять больше внимания экспертизе диссертаций. Также будет проще организовывать заседания советов, так как в настоящее время собрать всех трех временных членов и двух рецензентов в одно время может быть весьма сложной задачей. В мировой практике в диссертационные советы (комитеты) обычно включается от 3 до 5 человек, один из которых представляет стороннюю организацию.
11) Дать возможность ВУЗам засчитывать кредиты за научно-исследовательскую работу докторанта (НИРД) и публикации, выполненные самостоятельно вне обучения в докторантуре (после заслушивания на кафедре).
Данное нововведение приведет процесс обучения в докторантуре в соответствие с основными принципами Болонской системы (студентоцентризм, признание результатов неформального и самостоятельного обучения студентов) и упростит выход на защиту лицам, которые подготовили диссертацию и опубликовали статьи вне обучения в докторантуре. Данные лица должны будут представить диссертацию и публикации для обсуждения на кафедре, которая сможет принять решение о том, засчитывать кредиты за научно-исследовательскую работу докторанта (НИРД) или нет. Оплата данных кредитов должна быть с учетом реальных затрат ВУЗа. Также они должны будут на платной основе освоить дисциплины теоретического обучения, пройти педагогическую практику и выполнить другие требования образовательной программы. После освоения всех кредитов они смогут выйти на предзащиту и далее на защиту.
12) При распределении государственного образовательного заказа учитывать количество и уровень научных консультантов докторантов.
Данное нововведение позволит повысить эффективность распределения государственного образовательного заказа и подготовки научных кадров. ВУЗы будут заинтересованы привлекать более конкурентоспособных преподавателей, которые смогут быть научными консультантами у докторантов. В настоящий момент во всех ВУЗах (кроме Назарбаев университета), даже в национальных исследовательских, крайне мала доля преподавателей, регулярно публикующих статьи в международных научных журналах.
13) Требовать наличие у отечественных и (или) зарубежных научных консультантов докторантов статей в признанных международных научных журналах за последние 5 лет в качестве первого автора для корреспонденции или первого автора.
Наличие у научного консультанта статей в признанных международных журналах первым автором для корреспонденции или первым автором подтверждает, что он имеет опыт написания качественных статей и доведения их до публикации, а также что он сможет научить этому докторанта. Наличие не менее двух таких статей должно быть за последние 5 лет, так как это подтверждает конкурентоспособность научного консультанта на момент назначения, а не 10-20 и более лет назад. Также предлагается исключить из требований индекс Хирша, так как он не учитывает вклад в подготовку публикаций.
ҚР Премьер-Министрі ресми сайты
Қазақстан Республикасы Парламентінің Сенаты
Қазақстан Республикасы Парламентінің Мәжілісі